Район будет чистым, зелёным и красивым
только при условии активных действий жителей!
|_ Форум _|_ Реновация _|_ Новости _|_ Фотографии _|_ Карта района _|
Капитальный ремонт домов _|_ ТПУ "Молодежная" _|_ 47-48 кварталы _|_ Совет депутатов Кунцево
Спортивные площадки на карте в Кунцево, Календарь бесплатных досуговых мероприятий для детей и взрослых в Кунцево
В апреле 2022 года у нас юбилей - сайту 15 (пятнадцать) лет!
11 сентября 2022 года - выборы депутатов в Совет депутатов Кунцево
НОВОСТИ » О РАЙОНЕ » 2019 » Март » 1 » История и современность Рублёвского шоссе, РВС, посёлка Рублёво (часть 1 из 5)
20:00
История и современность Рублёвского шоссе, РВС, посёлка Рублёво (часть 1 из 5)
Алексей Степанов собрал материалы об истории Рублёвского шоссе. Дорога была проложена в начале ХХ века для соединения с Москвой Рублёвской водопроводной станции.
Алексей Степанов пишет: "Немного поодаль со стороны метро Славянский бульвар до сих пор сохраняется часть исторической трассы Рублёвки, которую каждый желающий может сходить посмотреть. ... через ж/д пути Белорусского направления, идущие буквально в нескольких десятках метров севернее, Рублёвское шоссе изначально проходило простым переездом - большого движения-то здесь и не предполагалось. Так продолжалось до начала 1960-х годов." Алексей пишет о происхождении аллей: "Зайдя под сень деревьев, сразу ощущаешь прохладу и некую защищённость. Аллеи высажены липами по центральному транспортному проезду, а слева и справа - берёзами, эти берёзовые аллейки более узкие и были, предположительно, пешеходными дорожками."

Часть нулевая: Анонс.


Когда говорят "Рублёво", то большинство сразу ассоциирует это слово с олигархами, их виллами и особняками, Барвихой и прочими правительственными и частными дачами всяких Путиных, Сердюковых и Шойг. Однако тут происходит стабильная подмена понятий: всё вышесказанное относится не к Рублёво, а к Рублёво-Успенскому шоссе и его окрестностям. Само же Рублёво - маленький посёлок, про который большинство и не знает, хотя место для московской истории знаковое. В период с 1901 по 1903 годы здесь была построена Рублёвская насосная станция, которая начала снабжать г. Москву питьевой водой прямо из Москвы-реки, протекающей здесь же. Строительство шло в несколько очередей, с завершением каждой из которых росла производительность станции, вводились новые методы очистки, расстраивался сам посёлок, возводились станционные здания. На фотографии здание водоприёмника, сейчас заброшенного, хотя и находящегося на закрытой территории. 1903 год, авторство постройки скорее всего принадлежит архитектору М.К. Геппенеру, построившему в Москве огромное количество общественных и промышленных зданий.

Этим постом я начинаю большую серию о Рублёвской станции водоподготовки, её истории и современности. Тот факт, что я ещё и химик, позволило сделать большой и всесторонний обзор. Речь пойдёт как про историю и архитектуру станции, так и про химико-технологические процессы, которые на ней применяются. Изучая сооружения, я уже сделал пару открытий, которые будут интересны любителям истории. Так, например, оригинальные водоочистные сооружения, построенные в период 1903-1918 годов, считались полностью утраченными. Проведённые мной исследования показали, что далеко не всё подверглось массированной реконструкции советского периода, многое осталось почти нетронутым на своих местах, а кое-что даже продолжает использоваться по прямому назначению, несмотря на более чем 100-летний возраст.

Часть первая: Рублёвская станция водоподготовки. Вводная статья.

Рублёвская станция водоподготовки. Водоприёмник, Москворецкие ворота и Первое машинное здание. Фотография примерно 1903 г.

Рубеж XIX-XX веков, а именно 1890-1915 гг, явил собой, пожалуй, самое плодотворное время в истории отечественной промышленной и общественной архитектуры. В эти 25 лет были возведены многочисленные прекрасные здания и инженерные сооружения, целые ансамбли. Факторов, способствовавших этому, можно перечислить множество. Это и близость нового столетия, а затем и начало ХХ века, это выдающиеся достижения человечества в науке и технике, целая россыпь открытий, будораживших умы современников, это переосмысление градостроительных концепций и отношения к единице общества - человеку. Помимо эволюции существующих, появлялись новые типы зданий, к ним предъявлялись наиболее амбициозные, иногда даже почти фантастические требования как с архитектурной, так и с инженерной точки зрения. Всё это создало плодородную почву для творчества инженеров и архитекторов. Вооружившихся новыми материалами и методами, теперь они могли реализовать то, о чём их предшественники лишь мечтали. Способствовал этому развитию и достаточно продолжительный (для Российской Империи) период без крупных войн и серьёзных бедствий.
Не вызывает удивления, что именно в эти времена общеевропейского благоденствия и в Российской Империи, возглавляемой молодым Императором, создаются многочисленные новые предприятия, доля промышленного производства начинает расти. Это, в свою очередь, привлекает людей на учёбу и заработки в города. Но быстрый рост населения городов, в частности Москвы, привёл и к отрицательным последствиям. Повысилась плотность населения, следовательно, ухудшились санитарная обстановка и то, что сейчас называется качеством жилищных условий. Население Москвы, превысившее в 1896 году 1 миллион человек, продолжало быстро расти, достигнув примерно к 1910 году отметки 1,5 миллионов человек. Перед старинным городом, в котором никогда ранее не проживало столько людей, остро проявлялись новые, несвойственные для него ранее, реалии. В этой связи остро вставали вопросы условий проживания и труда, водоснабжения, транспорта, строительства, снабжения жителей продовольственными и другими товарами. Достигли угрожающей ситуации сразу ряд проблем, так на 1905 год аналитиками прогнозировался грандиозный транспортный коллапс Московского железнодорожного узла, а вместе с ним и уличного транспорта. Проблемы требовали безотлагательного решения, поэтому Московской городской управой, Городским головой и Министерством путей сообщения было принято решение о строительстве для начала нескольких товарных станций за пределами города, затем была сооружена соединительная ветвь от Брянского (Киевского) до Курского вокзала, а в период 1904-1908 гг. было осуществлено строительство Московской Окружной железной дороги. Новый век, одновременно с новыми достижениями, принёс и новые тяжкие заботы.

Сухарева башня, фотография примерно рубежа веков. Если кто-то не опознал, так выглядело Садовое кольцo.

Не лучше складывалась ситуация и с водоснабжением. Действовавший в Москве уже почти 90 лет Мытищинский водопровод даже после реконструкции, проведённой в 1850-х годах под руководством инженер-генерала барона А.И. Дельвига (после чего получил своё второе название - Дельвиговский), поставлял городу всего до 500 тысяч вёдер (1 ведро = 12.29 литра) воды в сутки, т.е. чуть более 6000 куб.м, на конец XIX века это было уже недопустимо мало. Вода поднималась и перекачивалась из артезианских источников посредством паровых машин и насосов Мытищинской и Алексеевских водокачек, после чего попадала в напорные ёмкости, устроенные в Сухаревой башне, и далее шла в городскую водопроводную сеть уже самотёком.

Большая часть этой воды поступала потребителям из водоразборных фонтанов (стоявших на 5 крупных площадях) через водовозов. Водовозы наливали воду специальными черпаками в бочки, после чего развозили по городу. Разумеется, качество воды (изначально весьма высокое) при такой системе подачи серьёзно снижалось, особенно летом, в жару.
Вторая реконструкция Мытищинского водопровода 1893 года позволила утроить(!) его мощность, доведя подачу воды уже до 1,5 миллионов вёдер в сутки (около 18.5 тысяч куб.м). Для этого была проделана большая работа: на нынешнем проспекте Мира, неподалёку от будущей площади Рижского (а тогда - Виндавского) вокзала по проекту архитектора М.К. Геппенера и инженеров Н.П. Зимина, К.Г. Дункера и А.П. Забаева были построены сколь грандиозные, столь же и грациозные Крестовские водонапорные башни, а близ Новоспасского моста - здание Главной городской насосной станции (в нём сейчас располагается музей воды).

Крестовские башни. Слева и чуть сзади построен Рижский вокзал, справа вестибюль метро Рижская.

Также М.К.Геппенером в сотрудничестве с инженерами водопровода были реконструированы Мытищинская и Алексеевские водокачки. Для подачи воды в дома были проложены чугунные водоводы, сеть которых постоянно развивалась и расширялась. Все эти меры позволили значительно улучшить водоснабжение и качество самой воды. Критическое положение было успешно преодолено... но лишь на 3 года. К 1896 г. стремительно растущая потребность Москвы в чистой воде снова превзошла имеющиеся возможности, и ситуация вновь потребовала кардинальных решений. Мытищинские скважины больше дать не смогли, попытки добыть больше привели к скачкообразному падению качества воды, которое, к тому же, после снижения добычи восстановилось не до конца. Здесь и берёт свои истоки Рублёвская станция водоочистки.

Панорама станции. Снято примерно с той же точки, что и этот кадр. Сейчас всё заросло деревьями, поэтому с холмов вид сильно изменился.

Первое машинное здание, фотография начала ХХ века. Кстати, строительные работы в старые времена отличало то, что практически всегда полностью убиралась вся крупная растительность. С точки зрения охраны природы это, разумеется, плохо. Зато для фотосъёмки нет никаких преград и поэтому до нас дошли отличные снимки. Расчищенные территории потом озеленяли.

Первое машинное здание, современный вид. К сожалению, повторить снимки с тех же ракурсов уже невозможно, т.к. за эти 110 с лишним лет выросли высокие деревья, загораживающие постройки.

Идея использовать обычную речную воду, соответствующим образом подготовленную, разумеется, возникла задолго до описываемых событий рубежа ХIX-ХХ веков. Примерно с 1850-х гг. предпринимались попытки подачи москворецкой воды, но та вода мало того, что забиралась в черте города, но ещё и не проходила никакой очистки, поэтому только портила собой чистую мытищинскую, с которой смешивалась. Тем не менее, для крупного города, стоящего на реке, потребление речной воды всегда является очевидным выходом, поэтому мысли по насыщению городского водопровода москворецкой водой витали в воздухе постоянно, ожидая лишь достойной реализации. Заметим, что москворецкая вода до своего впадения в черту города, являлась довольно чистой, поэтому могла быть сравнительно легко очищена для использования в качестве питьевой.
Строительство станции включало 4 очереди и продолжалось суммарно (с перерывами между очередями) более 15 лет, с 1901 по 1918 год. При этом первая очередь была героически построена и запущена в работу поистине ударными темпами, всего за каких-то 14 месяцев! "Героически" - вовсе не сарказм, а точная характеристика, потому что ситуация требовала действовать ОЧЕНЬ БЫСТРО. Получилось не только быстро, но и качественно. Странная, всё-таки, у русского народа особенность: чем меньше времени и сложнее ситуация, тем лучше будет результат.

Первое машинное здание.

Москворецкий водопровод имел проектную мощность 14 млн. вёдер (1.14 млн. кубометров) в сутки, однако это число было взято с приличным заделом на будущее, сразу столько воды не требовалось. Поэтому, в угоду рациональности и скорейшему запуску, ввели разделение мощности поровну между 4 очередями, т.е. по 3.5 млн. вёдер на очередь. В этом посте я не буду описывать технологию и подробные особенности всех зданий. Строительство шло сразу на двух участках: на Воробьёвых горах строился резервуар для чистой воды, в посёлке Рублёво - водоподъёмная и очистная станция, включающая более десятка зданий и сооружений, а между станцией, резервуаром и городом прокладывались магистральные водоводы и строилось Рублёвское шоссе.

Воробьёвский регулирующий напорный резервуар...

...и его создатель. Знакомьтесь, Максим Карлович Геппенер, уже упоминавшийся ранее.

Фотография, кстати, с сайта, на котором есть немало интересного про этого талантливейшего человека.

Да-да, архитектором, строившим все здания нового Москворецкого водопровода, был всё тот же М.К. Геппенер, участвовавший и в реконструкции водопровода Мытищинского. Архитектор, имевший огромный авторитет и снискавший славу талантливейшего проектировщика общественных и промышленных зданий. Благодаря его высочайшему мастерству и незаурядному подходу, здания станции получились исключительно качественными, продуманными и красивыми, причём и по отдельности, и как архитектурный ансамбль. Воробьёвский резервуар же получил открытую верхнюю площадку, куда беспрепятственно могли приходить гулять и любоваться Москвой люди. Город лежал перед ними, словно на ладони. Село Воробьёво издавна служило местом прогулок горожан, а устройство на крыше резервуара смотровой площадки было первым шагом к нынешней смотровой площадке на Воробьёвых горах.

Ещё один вид резервуара. Сейчас он находится за забором, как и почти все старинные сооружения Москворецкого водопровода, что не может не огорчать.

Вид со смотровой площадки.

Красивый фасад, лестницы, гранитные тумбы, дорожки, газоны и цветники. Промышленная архитектура раньше была красивой.

Боковой фасад, гуляют люди.

Вид на само село Воробьёво и царский павильон. Обратите внимание, какой милый штакетник огораживает территорию резервуара.

Ещё один вид со смотровой площадки, дети с женщинами.

Резервуар первоначально имел скромную ёмкость в 500 тысяч вёдер, но постепенно вводились в строй новые отделения резервуара, поэтому ёмкость росла вместе с производством. Свои резервуары для чистой воды строились и на станции.

Строительство резервуара.

Параллельное строительство резервуара и очистных сооружений позволило не только сэкономить много времени, но и испытать сам резервуар, систему водоводов, отдельные узлы и целые участки до ввода в строй. Была и "генеральная репетиция" - пробный пуск воды в город. Он был произведён тихо и без какой-либо огласки, но осторожность оказалась излишней: всё работало прекрасно.

Рублёвская станция водоподготовки. Предварительные фильтры (справа), здание коагулирования (вдалеке) и здание пескомойки (слева).

Первый сборный резервуар (два маленьких домика в левой части кадра - его наземные павильоны) и английские фильтры. Вдали виднеются жилые дома и казармы для рабочих. Первое машинное здание с высокой дымовой трубой - мы его уже видели на других снимках.
Хорошо видна и аллея, которые высадили на всех проездах. Здесь в кадре берёзовая аллея, а ещё есть лиственничная, еловая и липовая.

Первое машинное здание, паровые котлы. Частичка паровой эпохи. Паровые машины приводили в движение насосы первого и второго подъёма, а также вырабатывали электричество для освещения. На станции сразу же было устроено электрическое освещение. В следующих очередях строительства устанавливались уже электрические насосы, а двигатели устанавливались уже дизельные.

Первое машинное здание, насосы первого подъёма.

Первое машинное здание, общий вид зала первого подъёма. Окна находятся настолько высоко не просто так. Дело в том, что зал сильно заглублён вниз. Это облегчало подъём воды из реки и перекачку её на линию очистных сооружений. Из зала выходили огромные трубы, по которым перекачивалась вода.

Лаборатория. 1903 год. Прекрасное, визуально очень лёгкое и гармоничное здание с голландскими и английскими мотивами.

Общий вид от здания конторы. Видны молодые аллеи, а также часть очистных сооружений. Не буду сейчас заострять внимание на них, потом подробно опишу каждое сохранившееся, а также технологический процесс.

Часть коллектива станции.

Водозабор, современный вид. К огромному сожалению и стыду, этот символ Рублёвской станции сейчас заброшен и никак не используется, хотя исправно проработал практически 100 лет, закрыт был в начале 2000-х годов.

Водозабор, 1903 г., современный вид.

Кунцевские ворота.

Кунцевские ворота, фрагмент. Эти ворота - единственное, что осталось от оригинальной ограды станции, но даже тут вместо решётчатых элементов между столбами сплошная закладка кирпичом, а также законопатили овальные декоративные выемки. Остальная ограда давно заменена на сплошной бетонный забор.

Кунцевские ворота, за ними хорошо видна лиственничная аллея, которая является продолжением Рублёвского шоссе, проходя прямой линией через всю станцию и упираясь в противоположные Москворецкие ворота, прямо за которыми находится старинный водозабор. Рублёвское шоссе вообще является осью станции, этаким экватором, разделяя её на правую и левую половины.

Сторожевой дом, часть ворот. Как видим, архитектурный стиль ворот полностью перекликается с фасадом сторожевого домика.

Лаборатория (современный вид). Сейчас в этом здании расположилась сауна для сотрудников станции.


Читайте продолжение:

История и современность Рублёвского шоссе, РВС, посёлка Рублёво. Часть 2.

История и современность Рублёвского шоссе, РВС, посёлка Рублёво. Часть 3.

История и современность Рублёвского шоссе, РВС, посёлка Рублёво. Часть 4.


Источник: steal86.livejournal.com


История и современность Рублёвского шоссе, РВС, посёлка Рублёво. Часть 5.
Категория: О РАЙОНЕ | Просмотров: 1515 | Добавил: kuntsevo-online | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]